НОВОСТИ

Советы психолога. Слушание в межличностном общении

Ряд заблуждений о слушании.

 

Заблуждение 1. «Слушать и слышать – одно и то же».

Многие, размышляя об умении слушать, отождествляют его с умением слышать и убеждены, что-то и другое – инстинктивные, врожденные навыки, и не учатся навыку эффективного слушания. Если слышание – физический процесс, определяемый воздействием звуковых волн на барабанную перепонку и протекающий без специальных умственных усилий, то слушание – это сложный процесс восприятия, осмысления, понимания, структурирования и запоминания поступающей информации, в котором участвует вся личность индивида. Ученые считают, что внимательное слушание связано с интеллектуальной деятельностью, она даже может сопровождаться повышением давления и увеличением частоты пульса.

 

Заблуждение 2. «Умение слушать подобно навыку дыхания, человек получает его при рождении и затем эксплуатирует всю свою жизнь».

К сожалению, это не так. Мы учимся слушать друг друга на протяжении всей своей жизни, специально этому не обучаясь. Научись слушать, и ты сможешь извлечь пользу даже из тех, кто говорит плохо, рекомендовал еще в древности Плутарх.

 

Заблуждение 3. «Смысл одного и того же сообщения воспринимается всеми одинаково».

Возможности одного человека понять другого, как правило, ограничены в силу различий в жизненно и профессиональном опыте каждого индивида, придающих личный смысл словам, и различий в лингвистическом словаре человека. Поскольку в русском языке существует многозначность и ситуативно-культурная обусловленность большинства понятий и слов, посредством которых люди общаются, нельзя рассчитывать на их полное совпадение у собеседников.

Для эффективного слушания участникам общения необходимо сконцентрировать внимание на слушании собеседника и отсутствие мешающих мыслей, на сути поступающей информации.

 

Педагог- психолог Н.Г. Соснина